тел: +7 (343) 228-00-30
КонсультантПлюс в Екатеринбурге и Свердловской области
Местное время 17:39
Консультант Плюс в Екатеринбурге и Свердловской области

Внесение сведений о проведенном обязательном аудите в федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц

Следует ли обществу с ограниченной ответственностью вносить сведения о проведенном аудите в Федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц? Можно ли отнести аудиторское заключение к сведениям, составляющим коммерческую тайну?

Обязанность ООО

Согласно п.6 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» заказчик обязательного аудита (аудируемое лицо) обязан внести сведения о результатах такого аудита в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, ИП и иных субъектов экономической деятельности.

В Единый федеральный реестр (http://www.fedresurs.ru) вносятся следующие сведения:

  • идентифицирующие аудируемое лицо данные (ИНН, ОГРН, СНИЛС при их наличии);
  • идентифицирующие аудиторскую организацию (индивидуального аудитора) данные (ИНН, ОГРН, СНИЛС при их наличии);
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в отношении которой проводился обязательный аудит, период, за который составлена эта отчетность;
  • дата аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;
  • мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.

 

Исключением являются случаи, когда такие сведения составляют государственную или коммерческую тайну, а также иные случаи, установленные федеральными законами.

Коммерческая тайна

По вопросу отнесения бухгалтерской отчетности к коммерческой тайне сообщаю следующее.

В абз.5 п.19 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №61 отмечено, что согласно п.11 ст. 5 Закона о коммерческой тайне перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, не является исчерпывающим. При этом сведения, доступ к которым не подлежит ограничению, могут быть предусмотрены федеральным законом. Так, в соответствии с ч.11 ст.13 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.

Кроме того, эти сведения определяются в постановлении Правительства РСФСР от 05.12.1991 №35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».

Соответственно, данные бухгалтерской отчетности не являются сведениями, составляющими коммерческую тайну.

Обращаю внимание, что с 2013 г., в связи со вступлением в силу Федерального закона №402-ФЗ «О бухучете», аудиторское заключение вышло из состава обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности. Специальных норм, регулирующих вопрос отнесения аудиторского заключения к сведениям, составляющим коммерческую тайну, а также официальных разъяснений контролирующих органов на данный момент времени нет.

Поэтому вопрос об отнесении аудиторского заключения к сведениям являющимся коммерческой тайной на текущую дату является спорным.

Отмечу, что разъяснения упомянутого выше Пленума ВАС РФ, сформулированы в период действия утратившего с 2013 г. силу Федерального закона №129-ФЗ «О бухучете», когда аудиторское заключение являлось часть обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности, т.е. мнение Пленума ВАС РФ касалось также и аудиторского заключения.

Таким образом, поскольку результаты аудита бухгалтерской отчетности (аудиторское заключение) являются публичными, то можно предположить, что на текущий момент времени, они также, как и бухгалтерская отчетность продолжают являться сведениями, не относящимися к коммерческой тайне.

Однако, учитывая, что аудиторское заключение уже не является частью бухгалтерской отчетности, не исключено, что его все-таки можно отнести к сведениям, составляющим коммерческую тайну, при условии отражения данного обстоятельства в соответствующем локальном нормативном акте (при этом в такой ситуации теряется смысл п.6 Закона №307-ФЗ, который направлен на публичность результатов обязательного аудита).

По моему мнению, хотя данный вопрос остается спорным, результаты обязательного аудита (аудиторское заключение), как и прежде, продолжают быть сведениями, не относящимися к коммерческой тайне.

Таким образом, исходя из анализа совокупности норм Федеральных законов №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», следует, что у юридического лица, с организационно-правовой формой собственности «Общество с ограниченной ответственностью», не возникает оснований не вносить в Единый федеральный реестр, какие-либо сведения, указанные в п.6 Закона об аудиторской деятельности, в случае проведения обязательного аудита.

Соответственно, ООО обязано вносить сведения о проведенном аудите в Федеральный реестр.

Правила внесения сведений представлены на самом сайте Федерального реестра и изложены в виде инструкций. При этом из анализа табличных частей, подлежащих заполнению, видно, что сведения можно вносить не только путем набора текста, но также имеется возможность прикрепить выбранный документ (например, в виде скана, фото и пр.). Принимая во внимание, что помимо прочих, в реестр необходимо внести сведения, в виде:

  • перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • даты аудиторского заключения;
  • мнения аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности,

то полагаю, что перечень бухгалтерской отчетности можно прикрепить в виде сканов, а дату заключения и мнение аудитора можно внести, заполнив соответствующие поля от руки (либо прикрепить аудиторское заключение также в виде скана).

 

На заметку! Согласно п.3.1. Правил внесения сведений (представленных на сайте Федерального ресурса) за размещение каждого сообщения взимается плата в размере 805 руб. (в том числе НДС (18%) - 122,8 руб.).

Сроки внесения сведений в Единый федеральный реестр

Согласно п.3.1. Приказа Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178, сведения о фактах деятельности юридических лиц подлежат внесению (включению) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта.

В случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом установлен срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс, сведения вносятся (включаются) пользователями в информационный ресурс в соответствии со сроком, предусмотренным федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Отмечу, что согласно п.2 ст.18 Федерального закона №402-ФЗ «О бухучете», обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется в органы статистики не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в орган статистики вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

При этом, сроки внесения сведений об обязательном аудите в Федеральный реестр законом о бухучете не установлены. Также указанные сроки не установлены и законом об обязательном аудите.

Принимая во внимание, что сроки о внесении в Федеральный реестр сведений об обязательном аудите ни одним из приведенных выше Федеральных законом не установлены, то согласно п.3.1. Приказа Минэкономразвития РФ от 05.04.2013 №173, срок внесения таких сведений составляет три рабочих дня с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта.

Таким образом, датой, когда лицо узнало о факте проведения в отношении его обязательного аудита является дата, которая указана в аудиторском заключении.

Лицо обязано внести сведения о проведенном аудите в Федеральный реестр, в течение трех дней с даты аудиторского заключения.

Ответственность за невнесение сведений

Согласно п.6 и п.7 ст.14.25 КоАП РФ, непредставление, несвоевременное представление сведений в Единый федеральный Реестр или предоставление заведомо ложных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного п.7 ст.14.25 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Срок исковой давности, в данном случае, составляет один год со дня совершения правонарушения.

При этом, в случае невнесения сведений об обязательном аудите в Реестр, по причине его не проведения (если лицо подлежит обязательному аудиту), ответственность по ст.14.25 КоАП РФ, по моему мнению, возлагаться не должна, т.к. это уже иное правонарушение.

В данном случае будет действовать нормы ст.19.7 КоАП РФ, согласно которым организации и ее должностному лицу может грозить административный штраф, в размере от 300 до 500 рублей - на должностных лиц и от 3 000 до 5 000 рублей на юридических лиц.

О применение ст.19.7 КоАП в случае не предоставления аудиторского заключения подтвердил и Росстат в Письме от 16.02.2016 №13-13-2/28-СМИ.

КонсультантПлюс Сервис О компании
Консультант Плюс в Екатеринбурге и Свердловской области
Компания осуществляет деятельность в области информационных технологий
Включена в Реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области ИТ-технологий
Информация на сайте не является публичной офертой
Описание системы Обучение работе Контакты Политика конфиденциальности
Купить систему Консультации специалистов Вакансии
Соглашение об обработке
персональных данных
Отзывы клиентов Бюллетень пользователя Поиск по сайту