тел: +7 (343) 228-00-30
КонсультантПлюс в Екатеринбурге и Свердловской области
Местное время 04:04
Консультант Плюс в Екатеринбурге и Свердловской области

О печати на накладной

Описание ситуации:

Поставщик представил на отгруженную партию товаров накладную без печати.

Вопрос:

Правомерно ли это? Можно ли на основании такой накладной отразить расходы в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ:

Обязательные требования к оформлению первичной учетной документации предусмотрены в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". В соответствии с указанной правовой нормой обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
  • подписи лиц, предусмотренных п. 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

 

В то же время в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденном Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, форма накладной (N ТОРГ-12) содержит обязательный реквизит "М.П.".

В соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

С 07.04.2015 вступил в силу (за исключением отдельных положений) Закон от 06.04.2015 N 82-ФЗ. В соответствии с его положениями (ст. ст. 2, 6 Закона N 82-ФЗ) хозяйственные общества вправе, но не обязаны иметь печать. Если общество намеревается использовать печать, сведения о ней должны содержаться в уставе.

Таким образом, в общем случае печать не является обязательным реквизитом первичных учетных документов, за исключением тех случаев, когда хозяйствующие субъекты не установили для себя такой порядок добровольно. Например, разработав и утвердив свою форму первичного учетного документа, содержащую реквизит "М.П.", либо предусмотрев аналогичный реквизит в форме накладной, согласованной сторонами и зафиксированной приложением к договору поставки. При этом наличие печати должно быть зафиксировано в уставе общества.

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Следовательно, для документального подтверждения расходов необходимо оформить документы так, как того требует законодательство РФ.

Таким образом, оформление накладной, в которой отсутствует печать организации, будет правомерным, если форма накладной, утвержденная руководителем экономического субъекта, либо форма, согласованная сторонами договора, не содержит реквизита "М.П.". Соответственно, правильно оформленная накладная позволит на ее основании отразить расходы в налоговом учете в целях исчисления налога на прибыль.

Кроме того, отмечаем, что ошибки в первичных учетных документах, не препятствующие налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость и другие обстоятельства документируемого факта хозяйственной жизни, обуславливающие применение соответствующего порядка налогообложения, не являются основанием для отказа в принятии расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль (см. Письмо Минфина России от 04.02.2015 N 03-03-10/4547).

 

28.02.2017

Одновременно сообщаем, что данный Ответ выражает частное мнение налогового консультанта, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше Ответе.

(Ответ подготовлен с использованием материалов СПС Консультант Плюс)
КонсультантПлюс Сервис О компании
Консультант Плюс в Екатеринбурге и Свердловской области
Компания осуществляет деятельность в области информационных технологий
Включена в Реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области ИТ-технологий
Информация на сайте не является публичной офертой
Описание системы Обучение работе Контакты Политика конфиденциальности
Купить систему Консультации специалистов Вакансии
Соглашение об обработке
персональных данных
Отзывы клиентов Бюллетень пользователя Поиск по сайту