тел: +7 (343) 228-00-30
КонсультантПлюс в Екатеринбурге и Свердловской области
Местное время 00:42
Консультант Плюс в Екатеринбурге и Свердловской области

О подтверждении расходов на ГСМ

Описание ситуации:

Организация находится на УСНО «Доходы минус расходы». Арендованы два автомобиля у сотрудников компании. По истечении месяца сотрудники приносят чеки с заправочных пунктов, мы им перечисляем денежные средства на зарплатные карточки.

Вопрос:

Должны ли сотрудники заполнять путевые листы за израсходованный бензин, или можно как-то упростить этот процесс? Если путевой лист не обязательно заполнять, тогда каким документом можно подтверждать расходы на бензин?

Ответ:

На основании подп.12 п.1 ст.346.16 НК РФ, налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на расходы на содержание служебного транспорта. Пунктом 2 ст. 346.16 НК РФ установлено, что расходы должны отвечать требованиям п.1 ст.252 НК РФ, то есть быть экономически обоснованны и документально подтверждены.

Путевой лист, оформленный в порядке, установленном законодательством РФ, может являться одним из документов, подтверждающих в целях налогообложения прибыли расходы на приобретение ГСМ. Данное мнение содержится в Письме ФНС РФ от 22.11.2010 г. №ШС-37-3/15988@).

Формы путевых листов утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 г. №78. Однако организация, не являющаяся автотранспортной, вправе утвердить и использовать собственную форму путевых листов. Данное мнение представлено в Письме Минфина РФ от 20.02.2006 г. №03-03-04/1/129.

В п.2 ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее по тексту - Закон №402-ФЗ) перечислены реквизиты, которые должны содержать первичные документы. Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 г. №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее по тексту - Приказ №152) утверждены реквизиты путевого листа. Путевой лист, содержащий эти реквизиты, может подтверждать расходы на ГСМ. Такое мнение содержится в Письме Минфина РФ от 25.08.2009 г. №03-03-06/2/161.

Отметим, что такой реквизит, как маршрут движения автомобиля, не упомянут ни в Законе №129-ФЗ, ни в Приказе №152. Поэтому путь следования автомобиля не является обязательным реквизитом путевых листов для организаций, не являющихся автотранспортными.

Аналогичного мнения придерживаются суды, в частности, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 19.11.2010 г. №А55-38009/2009, ФАС Московского округа в Постановлении от 10.11.2010 г. №КА-А40/13513-10, ФАС Уральского округа в Постановлении от 12.10.2010 г. №Ф09-8425/10-С3.

Кроме того, по мнению, выраженному в Письме Минфина РФ от 16.06.2011 г. №03-03-06/1/354, порядок, утвержденный Приказом №152, обязателен для применения организациями автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Организации, на которые положения Приказа №152 не распространяются, могут использовать путевые листы в качестве одного из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов, закрепив указанный порядок в учетной политике для целей налогообложения. При этом налогоплательщик также вправе использовать иные документы, подтверждающие произведенные расходы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Таким образом, отсутствие путевого листа, а в случае его составления - отсутствие в нем маршрута следования автомобиля само по себе еще не свидетельствует о том, что автомобили не использовались в деятельности организации.

В то же время есть отдельные судебные решения, из которых следует, что отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля работниками организации в служебных целях. А значит, путевой лист, не содержащий в составе своих реквизитов информацию о конкретном месте следования автомобиля, не может подтверждать осуществленные налогоплательщиком расходы на приобретение горюче-смазочных материалов. Например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.07.2010 г. №А33-10451/2009, ФАС Волго-Вятского округа от 13.08.2010 г. №А82-12503/2008-19. Подобные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции. Данный вывод представлен в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 04.05.2012 г. №А27-10606/2011.

Налоговое законодательство не содержит ограничений по учету расходов на ГСМ и конкретного перечня первичных документов, непредставление которых является основанием для отказа налогоплательщику в учете в составе расходов фактически понесенных затрат.

Однако, принимая во внимание отрицательную для налогоплательщика судебную практику, по нашему мнению, путевые листы нужны обязательно - это самый весомый аргумент для всех контролирующих органов.

В случае, если организация откажется от использования путевых листов, в целях подтверждения ГСМ, то ей следует быть готовой к претензиям со стороны налоговых органов по вопросу исключения затрат из расходов по УСНО.

Одновременно сообщаем, что данный Ответ выражает частное мнение налогового консультанта, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше Ответе.

(Ответ подготовлен с использованием материалов СПС Консультант Плюс)
КонсультантПлюс Сервис О компании
Консультант Плюс в Екатеринбурге и Свердловской области
Компания осуществляет деятельность в области информационных технологий
Включена в Реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области ИТ-технологий
Информация на сайте не является публичной офертой
Описание системы Обучение работе Контакты Политика конфиденциальности
Купить систему Консультации специалистов Вакансии
Соглашение об обработке
персональных данных
Отзывы клиентов Бюллетень пользователя Поиск по сайту