Консультант Плюс г. Екатеринбург, ул. Гоголя, 25а тел. (343) 228-00-30
Внимание! Работает горячая линия!
-заказать прайс, купить систему: (343) 228-00-38
- заказать документ: (343) 228-00-36
- техническая поддержка: (343) 228-00-37
Консультант Плюс
-Как выбрать систему
-Пакетные поставки систем
Покупка
-Заказать прайс-лист
-Заказать демо-версию
Сопровождение
-Заказать документ
-Поддержка системы
-Обучение работе с системой
Для наших клиентов
-Семинары
-Круглые столы
-Консультации аудитора
-Консультации юриста
-Консультации по кадрам
-Прямой диалог c ФСС РФ
-Бюллетень КонсультантПлюс
-Журнал «Главная книга»
-Журнал «Точка отчета»
-Тематические сборники
-Еженедельный обзор
-Подписка на рассылки
-Производственный календарь
Архив
-Прямой диалог c ФНС России
-Прямой диалог c ПФР Св.обл
-Интернет-интервью
О компании
-Наши координаты
-Наши реквизиты
-Написать нам
-Отзывы клиентов
-Вакансии
Поиск на сайте

Транспортный налог: нормативные документы и разъяснения.

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ установлен 28 главой Налогового Кодекса РФ. Транспортный налог относится к региональным налогам. Основные положения по данному налогу установлены гл.28 Налогового кодекса РФ. Решение о том, будет ли введен этот налог на территории конкретного региона Российской Федерации, принимают законодательные (представительные) органы субъекта РФ.

В Свердловской области транспортный налог введен Законом Свердловской области от 29 ноября 2002 г. N 43-ОЗ "Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области". Данный Закон устанавливает ставки, сроки и порядок уплаты транспортного налога, налоговые льготы и основания для их использования на территории Свердловской области.

Согласно НК, налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз, по сравнению с указанными в п.1.ст.361 НК РФ.
Ниже приведена сравнительная таблица ставок по транспортному налогу — указанных в НК РФ и Областном законе на 2007 год.

Наименование объекта налогообложения Ставки налога
Автомобили легковые с мощностью двигателя
(с каждой лошадиной силы)
По Налоговому Кодексу (руб.) по Областному закону (руб.)
До 100 л.с. (до 73,55 кВт) 5 6
Свыше 100 л.с. до 150 л.с. 7 16,1
Свыше 150 л.с. до 200 л.с. 10 32,3
Свыше 250 л.с. 30 87,1

Абз. 1 п. 3 ст. 363.1 Налогового Кодекса налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Абз. 1 п. 2 ст. 3 Областного закона от 29 ноября 2002 г. N 43-ОЗ налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают налог не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом.

Налоговая декларация по транспортному налогу утверждена приказом Минфина РФ N 65н от 13.03.2006 (в ред. Приказа Минфина РФ от 19.12.2006 N 180н).

ПИСЬМА МИНФИНА РФ:

Вопрос: Организация приобрела автомобиль, который будет использоваться филиалом. Возможна ли его постоянная регистрация по месту нахождения филиала? Кто будет являться плательщиком транспортного налога: головная организация или филиал?

Письмо Минфина РФ
от от 16 апреля 2007 г. N 03-05-06-04/20

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу порядка уплаты транспортного налога организациями, имеющими филиалы, и сообщает.

В соответствии с п. 1 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 83 Кодекса местом нахождения имущества для транспортных средств, не указанных в пп. 1 п. 5, признается место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества.

В соответствии с п. 22 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России, утвержденных Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59 (далее - Правила), регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации.

Вместе с тем пп. "и" п. 35 и п. 77 Правил предусматривается возможность регистрации транспортных средств за юридическими лицами по месту нахождения филиалов, являющихся обособленными подразделениями юридических лиц и указанных в учредительных документах создавших их юридических лиц. В этом случае установлен дополнительный перечень представляемых документов и особый порядок регистрации транспортных средств.

Полагаем, что данные положения Порядка не дают однозначного ответа о возможности постоянной регистрации транспортного средства по месту нахождения филиала организации. При этом разъяснения по применению нормативных актов, принятых другими федеральными органами исполнительной власти, не входит в компетенцию Минфина России. Разъяснения по применению вышеназванного Порядка относятся к компетенции МВД России.

В том случае, если на основании п. 22 Правил транспортное средство зарегистрировано по месту нахождения организации, а по месту нахождения филиала организации осуществлена временная регистрация данного транспортного средства, то на основании ст. 363 Кодекса налог и авансовые платежи по налогу в отношении этого транспортного средства подлежат уплате по месту нахождения организации.

Если транспортное средство на основании п. 35 и п. 77 Правил зарегистрировано по месту нахождения филиала организации, а по месту нахождения организации такая регистрация не произведена, то местом нахождения транспортного средства будет являться место нахождения филиала организации.

В данном случае на основании ст. 363 Кодекса налог и авансовые платежи по налогу в отношении этого транспортного средства подлежат уплате по месту нахождения филиала организации.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН

Вопрос: Правомерно ли по микроавтобусу "КИА-Беста", который согласно паспорту транспортного средства относится к категории "В" и имеет 7 пассажирских мест (не считая место водителя), применять ставку транспортного налога, предусмотренную для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с.?

Письмо Минфина РФ
от 29 марта 2007 г. N 03-05-06-04/17

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу определения категории транспортных средств в целях исчисления транспортного налога и сообщает следующее.

Согласно ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения транспортным налогом признаются, в частности, автомобили, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органами государственной регистрации наземных транспортных средств в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" являются:

  • подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
  • органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации - в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Определение категорий транспортных средств относится к компетенции соответствующих регистрирующих органов.

Ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от категории и мощности двигателя транспортного средства (ст. 361 Кодекса).

Таким образом, в отношении автотранспортных средств, зарегистрированных в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, при исчислении транспортного налога должна применяться налоговая ставка в зависимости от категории транспортных средств по классификации Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII. Эта же классификация приведена в Приложении N 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005.

Если указанный в письме автомобиль "КИА-Беста" согласно паспорту транспортного средства относится к категории "В" - легковой, то налоговую ставку следует применять в соответствии с Законом области "О транспортном налоге" по категории "Автомобили легковые" исходя из мощности, указанной в паспорте транспортного средства.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН

Вопрос: В соответствии с договором лизинга транспортные средства, находящиеся в собственности лизингодателя, передаются во временное владение и (или) пользование лизингополучателю и временно регистрируются в органах ГИБДД по месту нахождения лизингополучателя. На запрос лизингодателя 24 февраля 2004 г. налоговый орган разъяснил, что в данном случае транспортный налог должен уплачивать лизингополучатель по месту регистрации транспортных средств. Вместе с тем позднее Минфином России была высказана иная позиция по данному вопросу (Письма от 20 января 2005 г. N 03-06-04-04/1; от 2 ноября 2005 г. N 03-06-04-04/43; от 12 декабря 2006 г. N 03-06-04-04/52). Каким из разъяснений следует руководствоваться при решении вопроса о том, кто в данном случае является плательщиком транспортного налога?

Письмо Минфина РФ
от 27 марта 2007 г. N 03-05-06-04/15

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу исчисления транспортного налога и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Кодекса.

Обязанность государственной регистрации транспортных средств установлена Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" по соглашению сторон лизингодатель вправе поручить лизингополучателю регистрацию предмета лизинга на имя лизингодателя. При этом в регистрационных документах обязательно указываются сведения о собственнике и владельце (пользователе) имущества.

Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила), утвержденными Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59, предусмотрена возможность регистрации транспортных средств, используемых по договору лизинга, за одним из участников договора лизинга по их письменному соглашению.

Пунктом 52.2 данных Правил установлено, что транспортные средства, переданные лизингодателем лизингополучателю во временное владение и (или) пользование на основании договора лизинга или сублизинга, предусматривающего регистрацию транспортных средств за лизингополучателем, временно регистрируются в регистрационном подразделении за лизингополучателем на срок действия договора по месту нахождения лизингополучателя.

Таким образом, если транспортные средства, находящееся в собственности лизингодателя (но не зарегистрированные за ним), по договору лизинга переданы и временно зарегистрированы за лизингополучателем, плательщиком транспортного налога в данном случае является лизингополучатель.

Если по договору лизинга транспортные средства, в отношении которых осуществлена государственная регистрация за лизингодателем, временно передаются по месту нахождения лизингополучателя и временно ставятся на учет в органах Госавтоинспекции МВД России по месту нахождения лизингополучателя, то плательщиком транспортного налога является лизингодатель по месту государственной регистрации транспортных средств.

Одновременно обращаем внимание на то, что письма Минфина России, указанные в письме, не носят нормативный характер, а являются разъяснениями по конкретным запросам налогоплательщиков, данным в соответствии со ст. 34.2 Кодекса.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН

Вопрос: Является ли объектом налогообложения по транспортному налогу зарегистрированная в установленном порядке техника (в частности, передвижные лаборатории, мастерские и электростанции на шасси, передвижные кухни и штабы на базе автобуса, автокраны, автовышки, автокраны-манипуляторы, автоэкскаваторы, экскаваторы, погрузчики, гидромолоты, а также каналопромывочные и илососные машины на шасси, автонасосы и автокомпрессоры на шасси), если по своему назначению она не предназначена для перевозки людей и грузов, а используется в производственных или хозяйственно-бытовых целях?

Письмо Минфина РФ
от 17 августа 2007 г. N 03-05-06-04/35

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке применения гл. 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.

Понятие "транспортное средство" для целей применения гл. 28 Кодекса определено ст. 358 Кодекса. В соответствии с указанной статьей Кодекса транспортными средствами, признаваемыми объектом налогообложения транспортным налогом, в частности, являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок регистрации транспортного средства определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации". Из п. 2 этого нормативного акта следует, что все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (ГИБДД), а все другие самоходные машины, включая автомототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью 50 км/час и менее, - в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзор).

Следовательно, если перечисленные в письме технические средства зарегистрированы в органах ГИБДД или органах Гостехнадзора, то независимо от того, для каких целей они предназначены и какое оборудование на них размещено, они будут являться объектом налогообложения транспортным налогом, если иное не установлено п. 2 ст. 358 Кодекса.

Данная позиция отражена, в частности, в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.04.2007 N 2965/07.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН

Семинарывсе
2 октября 2018г. состоится семинар «Изменения в налоговом законодательстве. Отчетность за 9 месяцев». Автор и ведущий семинара Червякова Наталья Анатольевна, аттестованный аудитор, преподаватель Уральского Территориального Института Профессиональных Бухгалтеров и Учебного центра «Потенциал». Подробнее...
Регистрация на семинар состоится 27, 28 сентября и 1 октября
Круглые столы
27 сентября 2018г. состоится круглый стол «Земельный налог, транспортный налог и налог на имущество. Особенности исчисления и уплаты в 2018 году». Автор и ведущий - Сокол Маргарита Геннадьевна, главный государственный налоговый инспектор, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса. Подробнее...
Регистрация на круглый стол состоится 24, 25 и 26 сентября
Консультации аудиторавсе
Аттестованный налоговый консультант Гусельников Роман Вячеславович отвечает на вопросы.
07.09.2018: Сотрудник в 2017 году находясь в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет вышла на неполное рабочее время. В 2018 году при расчете отпускных в расчет среднего заработка включилась сумма заработка за неполное рабочее время, а в расчетный период рабочее время не включилось. Вопрос: правильно ли считает программа? Ответ...
31.08.2018: "С целью стимулирования покупателя на закупку определенного объема товара" в конце каждого месяца предприятие отгружает бонусный товар (в накладной цена - "0"). В Соглашении с покупателем прописано что "в цены отгружаемых основных партий, включенных в нормативный объем товара, входит цена отгружаемой дополнительной/бонусной партии товара. Какие налоги платит в данном случае Покупатель и Поставщик? Ответ...
Консультации по кадрамвсе
Консультант по кадровым вопросам Скобцова Валентина Петровна отвечает на вопросы.
18.09.2018: Как принять на работу сотрудника на 0,5 ставки по основному месту работы? Какой оклад следует указать в трудовом договоре и в приказе (полный оклад как указано в штатном расписании или половинчатый)? Ответ...
04.09.2018: При сокращении численности одного структурного подразделения организации может ли работодатель увеличить численность другого структурного подразделения по другой должности одновременно при изменении штатного расписания? Ответ...
Консультации юриставсе
Юристы нашей компании предлагают помощь в решении юридических вопросов. Задать вопрос можно заполнив форму на сайте.
29.08.2018: Можно ли применить закон о защите прав потребителей к отношениям, которые сложились между двумя физическими лицами, если исполнитель услуги не имеет статуса индивидуального предпринимателя? Ответ...
20.08.2018: Внучка хочет подарить бабушке 1/3 долю в квартире. Можно ли обойти поборы нотариуса? Можно ли зарегистрировать сделку без нотариуса? Ответ...
Интервью Консультант Плюсвсе
14 ноября 2017 года состоялось интернет-интервью с Л.А. Юхневичем, руководителем ФГБУ "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие": "Электронное правосудие - будущее российской судебной системы".
22 августа 2017 года состоялось интернет-интервью с О.В. Сперанским, директором правового департамента Минстроя России: "СРО в сфере строительства: создание национального реестра специалистов и другие изменения действующего законодательства".
Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Все права принадлежат ООО "КонсультантПлюсСервис" РИЦ 167 Общероссийской Сети Консультант Плюс