тел: +7 (343) 228-00-30
КонсультантПлюс в Екатеринбурге и Свердловской области
Местное время 14:30
Консультант Плюс в Екатеринбурге и Свердловской области

Пересечение предварительно не спешившимся велосипедистом автомобильных дорог по пешеходным переходам

С наступлением лета многие не прочь пересесть с автомобиля на велосипед. В связи с чем, движение на дорогах становится более оживленным. Однако, многие не задумываются о соблюдении велосипедистами относящихся к ним Правил дорожного движения Российской Федерации.

Ввиду вышеизложенного в данной статье хотим рассмотреть распространенный, на наш взгляд, вопрос о том, является ли нарушением пересечение предварительно не спешившимся велосипедистом дорог по пешеходным переходам. Ведь многие из нас становились свидетелями того, что такие действия велосипедистов создавали аварийную ситуацию, либо приводили к дорожно-транспортным происшествиям.

Здесь, возникает вопрос - нарушают ли в данном случае велосипедисты Правила дорожного движения Российской Федерации? Если нарушают, то какая существует за это ответственность?

Прежде всего следует определиться с тем, что действующие Правила дорожного движения Российской Федерации подразумевают под понятиями, которые могут затрагиваться в данном вопросе.

Так, согласно п.1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации (Утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090, далее по тексту - Правила) «участник дорожного движения» - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Этим же пунктом закреплено, что «велосипед» - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет, по крайней мере, два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности, при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

«Пешеход» согласно данному пункту - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Вместе с тем, здесь же сказано, что «велосипедист» - лицо, управляющее велосипедом.

Более того, «Пешеходный переход» - участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу.

Уже из вышеизложенных понятий, при желании, можно сделать вывод о том, что велосипедист не имеет права пересекать дорогу по пешеходным переходам.

И все же Правила дорожного движения Российской Федерации имеют конкретику относительно данного вопроса.

Норма, закрепленная в п.1.5. указанных Правил говорит о том, что Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. В соответствии с п.24.6 Правил, если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

Более того, по положениям п.24.8 Правил, велосипедистам и водителям мопедов среди прочего запрещается пересекать дорогу по пешеходным переходам.

Таким образом, пересекая дорогу по пешеходному переходу, велосипедист может нарушать сразу ряд Правил дорожного движения Российской Федерации.

Ответственность за указанные нарушения установлена ст.12.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В частности, ч.2 указанной статьи закрепляет, что нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя транспортного средства), - влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей. Более того, в соответствии с ч.3 данной статьи нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в ч.2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Как уже было сказано ранее, нарушая таким образом Правила дорожного движения, велосипедисты могут провоцировать дорожно-транспортные происшествия. Более того, иногда они могут быть признаны виновниками таких происшествий.

Здесь следует обратить внимание, что согласно ч.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Более того, частью 1 ст.965 ГК РФ установлено, что если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.

Таким образом, если виновником дорожно-транспортного происшествия будет признан велосипедист, за указанные выше нарушения его могут привлечь к административной ответственности, и, если данные нарушения Правила дорожного движения Российской Федерации будут признаны причиной дорожно-транспортного происшествия и как следствие - причинения ущерба, то такой ущерб может быть взыскан с велосипедиста.

Страховые компании же, как показывает практика, могут обращаться в подобных ситуациях в суд с иском о возмещении ущерба в порядке суброгации. К примеру, заочным решением Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 13.08.2019 по делу N 2-880/2019 подобные требования удовлетворены.

Подводя итог, хотим отметить, что в соответствии с п. 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами. Надеемся, что рассмотренное в данной статье вопросы внесут понимание важности для велосипедистов соблюдения указанных Правил, что в свою очередь, может уберечь от наступления возможных неблагоприятных последствий.

Желаем Вам удачи!

Одновременно сообщаем, что данный материал выражает частное мнение специалистов, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации, в понимании отличающемся от трактовки, изложенной выше.

(Ответ подготовлен с использованием материалов СПС КонсультантПлюс)

С Уважением,
Специалисты Линии консультаций.

Статью подготовил:
Щербина А.С.
юрист Линии консультаций;

проверил
Гусельников Р.В.
Руководитель Линии консультаций
14.09.2019

КонсультантПлюс Сервис О компании
Консультант Плюс в Екатеринбурге и Свердловской области
Компания осуществляет деятельность в области информационных технологий
Включена в Реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области ИТ-технологий
Информация на сайте не является публичной офертой
Описание системы Обучение работе Контакты Политика конфиденциальности
Купить систему Консультации специалистов Вакансии
Соглашение об обработке
персональных данных
Отзывы клиентов Бюллетень пользователя Поиск по сайту