тел: +7 (343) 228-00-30
КонсультантПлюс в Екатеринбурге и Свердловской области
Местное время 23:35
Консультант Плюс в Екатеринбурге и Свердловской области

Права пенсионеров на третью выплату при сокращении штата

Сокращение численности или штата - достаточно актуальная и наболевшая тема. Пенсионеры наиболее часто подпадают под мероприятия сокращения. Они же могут обратиться к работодателю за выплатой среднего заработка за третий месяц после сокращения. И если с простыми работниками все четко и понятно, то, как быть с работниками-пенсионерами, ведь они уже социально защищены государством путем назначения им пенсии? В связи с этим большинство работодателей отказывают в такой выплате. Однако на практике не все так просто. Поэтому у работодателей возникают вопросы.

Сохраняется ли средний заработок за пенсионерами в течение третьего месяца после увольнения? Какие случаи признаются исключительными для сохранения заработка? Рассмотрим эти вопросы в данной статье.

Как известно, согласно ч.1 ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации увольняемому выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения - если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен ( ч.2 ст. 178 ТК РФ).

На первый вопрос есть две точки зрения.

Одни специалисты полагают, что данная выплата является мерой социальной защиты исключительно безработных граждан. Поскольку обращение за данной гарантией сопровождается обращением в службу занятости, то необходимо учитывать положения Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 1032-1) и Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 N 458 (далее – Порядок). Согласно п. 1 ст. 3 Закона N 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Из п.3 ст.3 Закона N 1032-1 следует, что безработными не могут быть признаны граждане, которым назначена трудовая пенсия по старости (в том числе досрочно). В итоге служба занятости не должна регистрировать такого гражданина в качестве безработного, следовательно, у нее не возникнет обязанности по трудоустройству. Данную позицию поддерживает немало судов из различных регионов, в частности: ФАС ПО в Постановлении от 04.04.2006 по делу N А12-14930/05-С15, Арбитражный суд г. Москвы в Решении от 02.11.2006 по делу N А40-53171/06-145-310; ФАС ЦО в Постановлении от 02.04.2007 по делу N А54-2967/2006; Краснодарский краевой суд в Определении от 29.08.2013 N 44Г-2427/2013; Оренбургский областной суд в Апелляционном определении от 20.09.2017 по делу N 33-6597/2017; Севастопольский городской суд в Апелляционном определении от 26.06.2017 по делу N 33-1904/2017.

Другие считают, что гарантии при увольнении в связи с сокращением численности или штата организации распространяются и на лиц, которым выплачивается пенсия по старости. Ссылка на п.3 ст. 3 Закона N 1032-1 не может быть принята во внимание, так как в ст. 27 Закона N 1032-1 указано, что работникам при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством. При этом пенсионеры не выделены как отдельная категория работников, которым гарантии не предоставляются. На основании данного положения и п.8 Порядка органы службы занятости ставят сокращенных пенсионеров на учет как ищущих работу и, если не удалось трудоустроить пенсионера за два месяца, выдают справки о сохранении среднего заработка по прежнему месту работы на третий месяц. Суды также охотно поддерживают данную точку зрения. Например, Постановление ФАС ВВО от 20.12.2007 по делу N А43-4154/2007-9-174; Апелляционное определение Кировского областного суда от 31.01.2012 N 33-306; Апелляционное определение Московского городского суда от 06.11.2013 по делу N 11-33891; Апелляционное определение от 24.08.2018 по делу N 33-36753/2018; Апелляционное определение от 05.05.2016 по делу N 33-4321/2016; Апелляционное определение Московского городского суда от 12.10.2018 по делу N 33-44165/2018.

При этом хочется отметить, что Роструд в более ранних письмах также считал, что за уволенными пенсионерами наравне с другими работниками средний месячный заработок должен сохраняться в течение третьего месяца со дня увольнения (Письмо от 13.09.2005 N 1539-6-2, п.1 Письма от 28.12.2005 N 2191-6-2).

И вот мы подошли ко второму вопросу: что понимать под исключительными обстоятельствами, указанными в ст. 178 ТК РФ?

Перечень исключительных случаев законодателем не установлен. Из содержания самой ст. 178 ТК РФ следует, что средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что работник обратился в двухнедельный срок и не был трудоустроен. Также согласно позиции КС РФ, изложенной в Определении от 29.11.2012 N 2214-О, право определять наличие исключительного случая, позволяющего сохранить за уволенным средний месячный заработок в течение третьего месяца со дня увольнения, принадлежит службе занятости населения, принимающей по этому вопросу соответствующее мотивированное решение.

Соответственно в каждом конкретном случае отнесение тех или иных обстоятельств к таковым находится в компетенции органа службы занятости населения и направлено на обеспечение работника средствами существования, которых он лишился в связи с утраченной возможностью трудиться по не зависящим от него причинам. Предполагается, что именно служба занятости обладает всей информацией, связанной с трудоустройством уволенного работника, его профессиональными навыками, рынком труда в данной местности (не ограничивает, но требует наличия исключительных обстоятельств).

Определяя исключительные обстоятельства, суды также не приходят к единому мнению:

Ленинградский областной суд в Определении от 17.01.2013 N 33-100/2013, Тверской областной суд в Апелляционном Определении от 24.12.2013 N 33-4635 заняли сторону работодателя, решив, что пенсионеры, получая пенсию, лучше защищены в социальном смысле по сравнению с другими категориями работников. И, следовательно, требуется наличие весомых обстоятельств (например, отсутствие средств к существованию, тяжелая болезнь, требующая дорогостоящего лечения и т.п.), которые могли бы быть признаны исключительными в смысле положений ч.2 ст. 178 ТК РФ. Обращение в двухнедельный срок после увольнения в центр занятости, нетрудоустройство этим органом, а также выдача им соответствующей справки не являются такими обстоятельствами, а являются условиями, которые в принципе дают право на обращение за выплатой.

Существуют и противоположные позиции. При этом исключительными обстоятельствами суды признают не только отсутствие подходящих вакансий (например, в связи с невостребованностью на рынке труда как узкого специалиста), но и ограничения по состоянию здоровья (инвалидность), отсутствие иных источников дохода, значительное снижение материального уровня жизни, необходимость проходить медицинские обследования и лечение (Апелляционные определения Московского городского суда от 20.02.2017 № 33-6683/2017, Новосибирского областного суда от 05.05.2016 по делу № 33-4321/2016; Московского городского суда от 06.11.2013 № 11-33891; Верховного суда Удмуртской Республики от 03.06.2013 № 33-1909/13).

Обратимся к судебной практике Свердловской области. Отметим сразу, что она отличается более гуманной направленностью.

Начнем с того, что суды данного региона не ставят под сомнение тот, факт, что пенсионерам положена выплата за третий месяц «нетрудоустройства». Однако ее выплату также ставят в зависимость от наличия исключительных обстоятельств (Апелляционное определение Челябинского областного суда от 16.10.2018 г. № 11-13422/2018). Причем исключительным случаем нередко признают факт самого «нетрудоустройства» гражданина. Подобная позиция прослеживается, например, в Апелляционном определении Свердловского областного суда от 17.07.2014 года по делу N 33-9580/2014: «суд правильно установил, что принимая оспариваемое заявителем решение, Центр занятости действовал в пределах полномочий и в соответствии с требованиями ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку П.Н.И. в двухнедельный срок после увольнения обратилась в центр занятости населения, однако впоследствии не была трудоустроена. При этом суд правомерно счел, что отсутствие у Центра занятости возможности предложить уволенному работнику подходящую работу является исключительным случаем, предусмотренным положениями ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации и позволяющим принять решение о сохранении за работником среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения».

Вывод хочется сформулировать таким образом: не работодатель решает выплачивать пособие за третий месяц или нет. Данное решение принимает служба занятости, она же и определяет наличие или отсутствие исключительных обстоятельств в каждой конкретной ситуации. Если работодатель не согласен с решением службы занятости, он может обратиться в суд. В судебном порядке работодателю, возможно, удастся выиграть данное дело. Почему «возможно»? Потому что, как показывает анализ судебных решений различных округов, они очень противоречивы, что приводит нас к выводу, что для того, чтобы спрогнозировать исход судебного разбирательства необходимо изучить судебную практику в своем округе.

Если на руки работодателю попадает положительное решение о выплате пособия за третий месяц, а он с ним не согласен, то в любом случае пособие выплатить необходимо (даже если впоследствии работодатель будет инициировать обжалование данного решения). Это позволит избежать споров с работниками, так как за невыплату указанных сумм работодателя могут привлечь к материальной, административной и даже уголовной ответственности (ст. 236 ТК РФ и ч.6,7, ст. 5.27 КоАП РФ, ст.145.1 УК РФ).

Желаем Вам удачи!

Одновременно сообщаем, что данный материал выражает частное мнение специалистов, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации, в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной выше.

(Статья подготовлена с использованием материалов СПС КонсультантПлюс)

С Уважением,
Специалисты Линии консультаций.

Статью подготовил:
Липилина Т.В.
Юрист Линии консультаций;

проверил
Гусельников Р.В.
Руководитель Линии консультаций
17.06.2019

КонсультантПлюс Сервис О компании
Консультант Плюс в Екатеринбурге и Свердловской области
Компания осуществляет деятельность в области информационных технологий
Включена в Реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области ИТ-технологий
Информация на сайте не является публичной офертой
Описание системы Обучение работе Контакты Политика конфиденциальности
Купить систему Консультации специалистов Вакансии
Соглашение об обработке
персональных данных
Отзывы клиентов Бюллетень пользователя Поиск по сайту