Вопрос:
Организация на ОСНО имеет на балансе легковой автомобиль, которым распоряжается директор. Необходимо ли составлять путевые листы на списания ГСМ в целях подтверждения затрат по налогу на прибыль? Можно ли оформлять путевые листы раз в месяц?
Сообщаем:
Для учета расходов на ГСМ необходимы документы, подтверждающие их приобретение и расход, а также служебный характер поездок (п. 1 ст. 252 НК РФ). Автотранспортные организации обязаны применять путевые листы в порядке, установленном Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152, в том числе для подтверждения расходов в целях налогообложения прибыли. Организации, на которые положения Приказа не распространяются, могут использовать путевые листы в качестве документа подтверждающего расходы на приобретение ГСМ, закрепив указанный порядок в учетной политике, для целей налогообложения прибыли.
Вместе с тем, согласно разъяснениям УФНС по г. Москве такие налогоплательщики также вправе использовать иные документы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства РФ, подтверждающие произведенные расходы и их связь с деятельностью, направленной на получение дохода (Письмо УФНС России по г. Москве от 09.07.2019 N 16-15/116577@).
При составлении таких документов могут использоваться данные приборов учета и контроля за перемещением транспортных средств с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или иных систем, позволяющих достоверно определить пройденный автотранспортным средством путь (Письмо Минфина России от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354).
Таким образом, если электронной системы, которая контролирует маршрут движения и расход топлива, нет или она не предоставляет всех необходимых данных, например, контролирует расход топлива, но не отслеживает маршрут автомобиля, организация, в целях подтверждения расходов на ГСМ при исчислении налога на прибыль может использовать самостоятельно разработанный путевой лист, подтверждающий расход топлива и деловую цель поездки. При этом, в целях подтверждения факта использования автомобиля в служебных целях в путевом листе должна содержаться информация о конкретном месте следования (Письмо Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129). Исходя из разъяснений Минтранса представляется, что путевой лист можно выписать на месяц , каждая поездка при этом фиксируется отдельно. В путевом листе сроком больше чем на день по каждой смене проставляется ее дата, время и показания одометра (Письмо Минтранса от 04.04.2019 N ДЗ-514-ПГ, п. 4 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов).
Стоит отметить, что некоторые арбитражные суды считают необязательным составление путевого листа для неавтотранспортных организаций (Постановления ФАС Московского округа от 18.09.2013 по делу N А40-19421/13-99-60, от 19.03.2012 по делу N А40-64845/11-107-280, ФАС Северо-Западного округа от 12.04.2012 по делу N А42-3168/2011, ФАС Северо-Западного округа от 26.06.2009 по делу N А56-20450/2008 (Определением ВАС РФ от 29.10.2009 N ВАС-13691/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)).
При этом другие, наоборот, настаивают на обязательности применения путевых листов всеми организациями, эксплуатирующими автомобили (Определение ВС РФ от 01.09.2014 N 302-КГ14-529, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 18.03.2014 по делу N Ф03-336/2014, от 18.01.2013 N Ф03-6205/2012 по делу N А37-2442/2012 (Определением ВАС РФ от 01.04.2013 N ВАС-4279/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Центрального округа от 09.04.2013 по делу N А62-4316/2012 (Определением ВАС РФ от 31.07.2013 N ВАС-10020/13 отказано в передаче дела N А62-4316/2012 в Президиум ВАС РФ)).
Следовательно, с точки зрения минимизации налоговых рисков, полагаем, организации целесообразнее применять путевой лист.
27.02.2020