Описание ситуации:
Расходы по проезду на такси в рабочее время в целях налога на прибыль
Вопрос:
Можно ли учесть в расходах по налогу на прибыль проезд на такси в рабочее время.
Сообщаем:
Финансисты разрешают в ситуации использования в качестве служебного транспорта услуг такси учитывать при определении базы по налогу на прибыль затраты организации, связанные с перевозкой в служебных целях работников службами такси, при выполнении требований ст. 252 НК РФ (Письмо от 20.10.2017 N 03-03-06/1/68839). На основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта).
Поездки в служебных целях - это, например, поездки на встречи с клиентами, с целью сдачи отчетности, а вот поездку работника домой в качестве служебной квалифицировать сложно, поэтому учитывать расходы на оплату услуг такси на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ не стоит. Более того, п. 26 ст. 270 НК РФ установлен запрет на включение в состав налоговых расходов затрат на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом.
НК РФ предусмотрена возможность учесть в составе расходов для целей исчисления налога на прибыль оплату проезда работников к месту работы и обратно при следующих условиях: - указанные расходы обусловлены технологическими особенностями производства; - указанные расходы предусмотрены трудовыми (коллективным) договорами как система оплаты труда.
Налоговый кодекс РФ не содержит требования в отношении того, чтобы названные условия выполнялись единовременно. Однако Минфин России неоднократно указывал на то, что выполняться должны оба условия (см. письма от 22.12.2016 N 03-04-06/77047, от 27.11.2015 N 03-03-06/1/69181).
В письме Минфина России от 21.01.2013 N 03-03-06/1/18 указывается, что для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на затраты на оплату транспортных расходов сотрудникам помимо наличия в трудовом (коллективном) договоре условия об указанной оплате должно выполняться также условие, что доставка должна быть связана с технологическими особенностями производства - если у работников отсутствует возможность добраться до производственной или офисной территории общественным транспортом.
В письме УФНС России по г. Москве от 02.09.2008 N 21-11/082829@ указывается, что затраты на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, предусмотренные коллективным и (или) трудовыми договорами, рассматриваются в качестве расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль, если являются частью системы оплаты труда.
Обезопасить себя от претензий поможет приказ или локальный акт с перечнем работников, которым разрешены поездки на такси. В нем же можно указать причины использования такси, например отсутствие собственного автопарка и необходимость оперативно решать служебные задачи, перевозка конфиденциальных документов и т.п. Пригодится также журнал, в который работники будут записывать места поездок. Названные меры не станут лишними, даже когда деньги на такси выдаются работникам из кассы и цели поездок фиксируются в авансовых отчетах.
Проблем с документальным подтверждением расходов и их целей будет меньше, если с таксопарком заключить соглашение. Тогда работникам не придется собирать квитанции и чеки, ведь расчеты будет проводить сам работодатель. С перевозчиком можно договориться и о составлении актов с маршрутами поездок.
Для самостоятельного поиска в системе можно использовать поисковый запрос:
поездка на такси в рабочее время
03.05.2018