Описание ситуации:
Организацией-покупателем заключены два договора на поставку и перевозку спирта с разными контрагентами. С учетом организации перевозки спирта, в течении 2 месяцев с момента согласования заявки, есть риск не получения на склад спирта в текущем отчетном периоде в котором выписаны первичные документы.
Вопрос:
Кто в данной ситуации является Грузоотправителем и кто выписывает ТТН, если право собственности на Товар переходит к Покупателю с момента передачи его Поставщиком представителю Покупателя или Перевозчику для доставки Покупателю? Как отразить в учете получение спирта в другом отчетном периоде ?
Сообщаем:
В соответствии со статьей 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в том числе товарно-транспортной накладной и справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).
Форма N 1-Т товарно-транспортной накладной, рекомендуемая к применению Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка в Разъяснениях от 8 июля 2011 года, утверждена Постановлением Госкомстата от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте". При этом неважно, кто его перевозит - поставщик, перевозчик или покупатель. ТТН выписывает лицо, отгружающее этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пусть даже с одного своего склада на другой свой склад.
Таким образом, товарно-транспортную накладную выписывает поставщик, он же в рассматриваемом случае является грузоотправителем.
Согласно п.26. Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01", утвержденному Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н материально-производственные запасы, принадлежащие организации, но находящиеся в пути либо переданные покупателю под залог, учитываются в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости.
То есть, при переходе права собственности на МПЗ в момент сдачи первому перевозчику, покупатель должен отразить их в своем учете товар должен быть отражен в бухгалтерском учете покупателя независимо от того, где он фактически находится, поступил на склад или нет.
Положениями Порядка заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 N 231, предусмотрено, что объемы закупки и поставки алкогольной продукции в декларациях отражаются на основании данных, указанных в сопроводительных документах.
Таким образом, поставщики и покупатели отражают в декларациях фактически поставленные объемы продукции в соответствии с сопроводительными и первичными документами, содержащими изменения.
Согласно пункту 8.2 Порядка в декларации об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения N 6 (далее - декларация N 6) указываются:
- в графе 17 "дата поставки" - дата поставки продукции организации-получателю в соответствии с сопроводительными документами;
- в графе 18 "номер товарно-транспортной накладной" - номер товарно-транспортной накладной;
- в графе 20 "объем поставленной продукции" - объем продукции, поставленный (перемещенный) согласно сопроводительным документам.
В соответствии с пунктом 9.2 Порядка в декларации об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения N 7 (далее - декларация N 7) указываются:
- в графе 17 "дата закупки (дата отгрузки поставщиком)" - дата закупки продукции организацией-получателем, которая соответствует дате отгрузки (поставки), указанной поставщиком в сопроводительных документах;
- в графе 18 "номер товарно-транспортной накладной" - номер товарно-транспортной накладной;
- в графе 20 "объем закупленной продукции" - объем продукции, закупленный (перемещенный) согласно сопроводительным документам.
Таким образом, отгруженная продукция отражается организацией-продавцом и организацией-покупателем в том отчетном периоде, в котором осуществлена отгрузка (поставка) алкогольной продукции со склада организации-поставщика, в соответствии с товарно-транспортной накладной.
При этом даты отгрузки, указанные в декларации N 6 (поставщика), и даты, указанные в декларации N 7 (получателя), должны совпадать, так же как и номера товарно-транспортных накладных.
В случае, если фактическое получение отгруженного в текущем отчетном периоде спирта покупателем происходит после сроков предоставления декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,Росалкогольрегулирование рекомендует предоставить покупателю ЕГАИС декларацию в установленные сроки на основании документов, подтвержающим факт отгрузки. Такими документами для первичной декларации могут быть например ,акт сверки с поставщиком, скан-копии ТТН. В случае расхождений объемом при фактической приемке спирта , получатель продукции в течение 3-х дней с фактической приемки товаров, формирует в ЕГАИС "Акт расхождения", в котором указывает только фактически поставленное количество продукции в соответствии с сопроводительными и первичными документами, содержащими изменения. После согласования расхождений с поставщиком поставщику и получателю следует предоставить уточненные декларации.
14.06.2019