Вопрос:
Организация на ОСНО заключила договор аренды ТС с сотрудником, так как сотрудник приезжает до места работы и обратно. Нужно ли составлять путевые листы и с какой периодичностью? Будет ли считаться данный договор- договор аренды с экипажем?
Сообщаем:
Между организацией и работником может быть заключен договор аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа (ст. ст. 632, 642 ГК РФ). По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. Арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. ст. 632, 634 ГК РФ). При этом расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату ГСМ несет арендатор, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем (ст. 636 ГК РФ). Полагаем, что затраты на ГСМ при отсутствии возможности добираться сотрудником из дома до территории организации транспортом общего пользования и обратно, могут быть учтены организацией при документальном подтверждении этих расходов. По мнению контролирующих органов, именно путевой лист подтверждает использование арендованного автомобиля в производственных целях, а также подтверждает правомерность списания ГСМ (Письма УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 N 20-12/041966.1, ФНС России от 22.11.2010 N ШС-37-3/15988@, Минфина России от 23.09.2013 N 03-03-06/1/39406, от 30.11.2012 N 03-03-07/51).
Таким образом, во избежание риска исключения из состава расходов налоговыми органами арендных платежей и расходов на приобретение ГСМ для подтверждения использования автомобиля в производственных целях более безопасным будет составление путевого листа с указанием маршрута автомобиля. В противном случае высока вероятность того, что правомерность учета затрат придется отстаивать в судебном порядке. Поскольку договор аренды с экипажем фактически содержит два вида соглашения - договор аренды и договор на оказание услуг, то и вознаграждение, выплачиваемое работнику, следует разделить на две части: на собственно арендную плату и на вознаграждение за оказание услуг по управлению автомобилем. Такое вознаграждение подлежит обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование (пп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ). НДФЛ удерживается со всей суммы платежа по договору (п. 1 ст. 226 НК РФ).
20.03.2020