Вопрос: Я бы хотела уточнить ст.262 ТК РФ относительно 4-х дополнительных оплачиваемых выходных отцу ребенка-инвалида. Каждый ли раз, когда требуется взять доп.дни, работник обязан принести справку из органов соц.защиты населения в отдел кадров? Если работник каждый месяц хочет оформлять, ему необходимо за справкой обращаться ежемесячно в отдел соц.защиты? Накапливаются ли эти дополнительные дни у сотрудника, может ли сотрудник использовать в текущем месяце дни, которые не оформлял в предыдущем?
Ответ: Общее количество дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, предоставляемых одному из родителей (опекуну, попечителю, другому лицу, воспитывающему детей без матери) в календарном месяце, составляет четыре дня. Это предусмотрено ст. 262 ТК РФ, Правилами предоставления дополнительных выходных дней (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2014 г. N 1048 г. "О порядке предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами"), Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1. Выходные дни по уходу за детьми-инвалидами предоставляются в каждом календарном месяце вне зависимости от времени трудоустройства работника.
Периодичность подачи заявления (ежемесячно, один раз в квартал, один раз в год, по мере обращения или др.) определяется родителем (опекуном, попечителем) по согласованию с работодателем в зависимости от необходимости использования дополнительных оплачиваемых выходных дней.
Для предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней родитель (опекун, попечитель) представляет следующие документы:
- справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная бюро медико-социальной экспертизы;
- документы, подтверждающие место жительства (предоставляется один раз) ребенка-инвалида;
- свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка либо документ, подтверждающий установление опеки, попечительства над ребенком-инвалидом (предоставляется один раз);
- справка с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы или использованы частично, либо справка с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том, что от этого родителя (опекуна, попечителя) не поступало заявления о предоставлении ему в этом же календарном месяце дополнительных оплачиваемых выходных дней (предоставляется при каждом обращении с заявлением).
Предоставление работодателю справки, подтверждающей факт установления инвалидности ребенка, осуществляется в соответствии со сроками установления инвалидности (один раз, один раз в год, один раз в 2 года, один раз в 5 лет).
В соответствии с Постановлением №1048 дополнительные выходные дни не предоставляются в период очередного оплачиваемого отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Если в семье более одного ребенка-инвалида, количество выходных дней не увеличивается. Дополнительные оплачиваемые выходные дни, не использованные в календарном месяце, на другой календарный месяц не переносятся.