Консультант Плюс г. Екатеринбург, ул. Гоголя, 25а тел. (343) 228-00-30
Внимание! Работает горячая линия!
-заказать прайс, купить систему: (343) 228-00-38
- заказать документ: (343) 228-00-36
- техническая поддержка: (343) 228-00-37
Консультант Плюс
-Как выбрать систему
-Пакетные поставки систем
Покупка
-Заказать прайс-лист
-Заказать демо-версию
Сопровождение
-Заказать документ
-Поддержка системы
-Обучение работе с системой
Для наших клиентов
-Семинары
-Круглые столы
-Консультации аудитора
-Консультации юриста
-Консультации по кадрам
-Прямой диалог c ФСС РФ
-Бюллетень КонсультантПлюс
-Журнал «Главная книга»
-Журнал «Точка отчета»
-Тематические сборники
-Еженедельный обзор
-Подписка на рассылки
-Производственный календарь
Архив
-Прямой диалог c ФНС России
-Прямой диалог c ПФР Св.обл
-Интернет-интервью
О компании
-Наши координаты
-Наши реквизиты
-Написать нам
-Отзывы клиентов
-Вакансии
Поиск на сайте

Права пенсионеров на третью выплату при сокращении штата

Сокращение численности или штата - достаточно актуальная и наболевшая тема. Пенсионеры наиболее часто подпадают под мероприятия сокращения. Они же могут обратиться к работодателю за выплатой среднего заработка за третий месяц после сокращения. И если с простыми работниками все четко и понятно, то, как быть с работниками-пенсионерами, ведь они уже социально защищены государством путем назначения им пенсии? В связи с этим большинство работодателей отказывают в такой выплате. Однако на практике не все так просто. Поэтому у работодателей возникают вопросы.

Сохраняется ли средний заработок за пенсионерами в течение третьего месяца после увольнения? Какие случаи признаются исключительными для сохранения заработка? Рассмотрим эти вопросы в данной статье.

Как известно, согласно ч.1 ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации увольняемому выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения - если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен ( ч.2 ст. 178 ТК РФ).

На первый вопрос есть две точки зрения.

Одни специалисты полагают, что данная выплата является мерой социальной защиты исключительно безработных граждан. Поскольку обращение за данной гарантией сопровождается обращением в службу занятости, то необходимо учитывать положения Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 1032-1) и Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 N 458 (далее – Порядок). Согласно п. 1 ст. 3 Закона N 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Из п.3 ст.3 Закона N 1032-1 следует, что безработными не могут быть признаны граждане, которым назначена трудовая пенсия по старости (в том числе досрочно). В итоге служба занятости не должна регистрировать такого гражданина в качестве безработного, следовательно, у нее не возникнет обязанности по трудоустройству. Данную позицию поддерживает немало судов из различных регионов, в частности: ФАС ПО в Постановлении от 04.04.2006 по делу N А12-14930/05-С15, Арбитражный суд г. Москвы в Решении от 02.11.2006 по делу N А40-53171/06-145-310; ФАС ЦО в Постановлении от 02.04.2007 по делу N А54-2967/2006; Краснодарский краевой суд в Определении от 29.08.2013 N 44Г-2427/2013; Оренбургский областной суд в Апелляционном определении от 20.09.2017 по делу N 33-6597/2017; Севастопольский городской суд в Апелляционном определении от 26.06.2017 по делу N 33-1904/2017.

Другие считают, что гарантии при увольнении в связи с сокращением численности или штата организации распространяются и на лиц, которым выплачивается пенсия по старости. Ссылка на п.3 ст. 3 Закона N 1032-1 не может быть принята во внимание, так как в ст. 27 Закона N 1032-1 указано, что работникам при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством. При этом пенсионеры не выделены как отдельная категория работников, которым гарантии не предоставляются. На основании данного положения и п.8 Порядка органы службы занятости ставят сокращенных пенсионеров на учет как ищущих работу и, если не удалось трудоустроить пенсионера за два месяца, выдают справки о сохранении среднего заработка по прежнему месту работы на третий месяц. Суды также охотно поддерживают данную точку зрения. Например, Постановление ФАС ВВО от 20.12.2007 по делу N А43-4154/2007-9-174; Апелляционное определение Кировского областного суда от 31.01.2012 N 33-306; Апелляционное определение Московского городского суда от 06.11.2013 по делу N 11-33891; Апелляционное определение от 24.08.2018 по делу N 33-36753/2018; Апелляционное определение от 05.05.2016 по делу N 33-4321/2016; Апелляционное определение Московского городского суда от 12.10.2018 по делу N 33-44165/2018.

При этом хочется отметить, что Роструд в более ранних письмах также считал, что за уволенными пенсионерами наравне с другими работниками средний месячный заработок должен сохраняться в течение третьего месяца со дня увольнения (Письмо от 13.09.2005 N 1539-6-2, п.1 Письма от 28.12.2005 N 2191-6-2).

И вот мы подошли ко второму вопросу: что понимать под исключительными обстоятельствами, указанными в ст. 178 ТК РФ?

Перечень исключительных случаев законодателем не установлен. Из содержания самой ст. 178 ТК РФ следует, что средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что работник обратился в двухнедельный срок и не был трудоустроен. Также согласно позиции КС РФ, изложенной в Определении от 29.11.2012 N 2214-О, право определять наличие исключительного случая, позволяющего сохранить за уволенным средний месячный заработок в течение третьего месяца со дня увольнения, принадлежит службе занятости населения, принимающей по этому вопросу соответствующее мотивированное решение.

Соответственно в каждом конкретном случае отнесение тех или иных обстоятельств к таковым находится в компетенции органа службы занятости населения и направлено на обеспечение работника средствами существования, которых он лишился в связи с утраченной возможностью трудиться по не зависящим от него причинам. Предполагается, что именно служба занятости обладает всей информацией, связанной с трудоустройством уволенного работника, его профессиональными навыками, рынком труда в данной местности (не ограничивает, но требует наличия исключительных обстоятельств).

Определяя исключительные обстоятельства, суды также не приходят к единому мнению:

Ленинградский областной суд в Определении от 17.01.2013 N 33-100/2013, Тверской областной суд в Апелляционном Определении от 24.12.2013 N 33-4635 заняли сторону работодателя, решив, что пенсионеры, получая пенсию, лучше защищены в социальном смысле по сравнению с другими категориями работников. И, следовательно, требуется наличие весомых обстоятельств (например, отсутствие средств к существованию, тяжелая болезнь, требующая дорогостоящего лечения и т.п.), которые могли бы быть признаны исключительными в смысле положений ч.2 ст. 178 ТК РФ. Обращение в двухнедельный срок после увольнения в центр занятости, нетрудоустройство этим органом, а также выдача им соответствующей справки не являются такими обстоятельствами, а являются условиями, которые в принципе дают право на обращение за выплатой.

Существуют и противоположные позиции. При этом исключительными обстоятельствами суды признают не только отсутствие подходящих вакансий (например, в связи с невостребованностью на рынке труда как узкого специалиста), но и ограничения по состоянию здоровья (инвалидность), отсутствие иных источников дохода, значительное снижение материального уровня жизни, необходимость проходить медицинские обследования и лечение (Апелляционные определения Московского городского суда от 20.02.2017 № 33-6683/2017, Новосибирского областного суда от 05.05.2016 по делу № 33-4321/2016; Московского городского суда от 06.11.2013 № 11-33891; Верховного суда Удмуртской Республики от 03.06.2013 № 33-1909/13).

Обратимся к судебной практике Свердловской области. Отметим сразу, что она отличается более гуманной направленностью.

Начнем с того, что суды данного региона не ставят под сомнение тот, факт, что пенсионерам положена выплата за третий месяц «нетрудоустройства». Однако ее выплату также ставят в зависимость от наличия исключительных обстоятельств (Апелляционное определение Челябинского областного суда от 16.10.2018 г. № 11-13422/2018). Причем исключительным случаем нередко признают факт самого «нетрудоустройства» гражданина. Подобная позиция прослеживается, например, в Апелляционном определении Свердловского областного суда от 17.07.2014 года по делу N 33-9580/2014: «суд правильно установил, что принимая оспариваемое заявителем решение, Центр занятости действовал в пределах полномочий и в соответствии с требованиями ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку П.Н.И. в двухнедельный срок после увольнения обратилась в центр занятости населения, однако впоследствии не была трудоустроена. При этом суд правомерно счел, что отсутствие у Центра занятости возможности предложить уволенному работнику подходящую работу является исключительным случаем, предусмотренным положениями ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации и позволяющим принять решение о сохранении за работником среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения».

Вывод хочется сформулировать таким образом: не работодатель решает выплачивать пособие за третий месяц или нет. Данное решение принимает служба занятости, она же и определяет наличие или отсутствие исключительных обстоятельств в каждой конкретной ситуации. Если работодатель не согласен с решением службы занятости, он может обратиться в суд. В судебном порядке работодателю, возможно, удастся выиграть данное дело. Почему «возможно»? Потому что, как показывает анализ судебных решений различных округов, они очень противоречивы, что приводит нас к выводу, что для того, чтобы спрогнозировать исход судебного разбирательства необходимо изучить судебную практику в своем округе.

Если на руки работодателю попадает положительное решение о выплате пособия за третий месяц, а он с ним не согласен, то в любом случае пособие выплатить необходимо (даже если впоследствии работодатель будет инициировать обжалование данного решения). Это позволит избежать споров с работниками, так как за невыплату указанных сумм работодателя могут привлечь к материальной, административной и даже уголовной ответственности (ст. 236 ТК РФ и ч.6,7, ст. 5.27 КоАП РФ, ст.145.1 УК РФ).

Желаем Вам удачи!

Одновременно сообщаем, что данный материал выражает частное мнение специалистов, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации, в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной выше.

(Статья подготовлена с использованием материалов СПС КонсультантПлюс)

С Уважением,
Специалисты Линии консультаций.

Статью подготовил:
Липилина Т.В.
Юрист Линии консультаций;

проверил
Гусельников Р.В.
Руководитель Линии консультаций
17.06.2019

Семинарывсе
7 февраля 2020г. состоится «Семинар-практикум по расчету среднего заработка. Новеллы законодательства на 2020 год». Автор и ведущий семинара Гарскова Екатерина Васильевна, аттестованный аудитор ООО "АГ Капитал", выпускница президентской программы", специалист по налоговому планированию. Подробнее...
Регистрация на семинар состоится 4, 5 и 6 февраля
Круглые столы
23 января 2020г. состоится круглый стол «Адаптация персонала на практике». Автор и ведущий - Вавренчук Яна Владимировна, социальный психолог, бизнес-тренер, консультант по управлению персоналом (кадровый консалтинг). Подробнее...
Регистрация на круглый стол состоится 20, 21 и 22 января
Консультации аудиторавсе
Аттестованный налоговый консультант Гусельников Роман Вячеславович отвечает на вопросы.
17.01.2020: Организация имеет несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании (г. Екатеринбург), на территориях, подведомственных разным налоговым органам. Соответственно, у ОП разный КПП. Имеет ли право головная организация перечислять НДФЛ и представлять сведения о доходах физических лиц централизованно за несколько обособленных подразделений находящихся в одном муниципальном образовании (г. Екатеринбург), на территориях, подведомственных разным налоговым органам? Ответ...
09.01.2020: Предприниматель на ЕНВД платит страховые взносы за работников. В первом квартале перечислено по ошибке страховых взносов больше, чем начислили. ЕНВД за 1-й квартал уменьшен на сумму, равную сумме начисленных взносов. Можно ли сумму на переплаты за 1-й квартал уменьшить ЕНВД исчисленный за второй квартал? Ответ...
Консультации по кадрамвсе
Консультант по кадровым вопросам Скобцова Валентина Петровна отвечает на вопросы.
17.01.2020: Можем ли мы ввести их в штатное расписание должности, которых нет в ЕТКС и на которых нет профстандартов? Ответ...
26.12.2019: Можно ли уволить человека с его согласия во время отпуска без сохранения заработной платы? Ответ...
Консультации юриставсе
Юристы нашей компании предлагают помощь в решении юридических вопросов. Задать вопрос можно заполнив форму на сайте.
09.01.2020: Подлежит ли лицензированию деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации? Ответ...
27.12.2019: Есть ли в Свердловской области ответственность за проведение в жилых помещениях в многоквартирных домах ремонтных и строительных работ, сопровождаемые шумом, в период с двадцати трех до восьми часов? Ответ...
Интервью Консультант Плюсвсе
14 ноября 2017 года состоялось интернет-интервью с Л.А. Юхневичем, руководителем ФГБУ "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие": "Электронное правосудие - будущее российской судебной системы".
22 августа 2017 года состоялось интернет-интервью с О.В. Сперанским, директором правового департамента Минстроя России: "СРО в сфере строительства: создание национального реестра специалистов и другие изменения действующего законодательства".
Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Все права принадлежат ООО "КонсультантПлюсСервис" РИЦ 167 Общероссийской Сети Консультант Плюс