тел: +7 (343) 228-00-30
КонсультантПлюс в Екатеринбурге и Свердловской области
Местное время 22:40
Консультант Плюс в Екатеринбурге и Свердловской области

Ситуация: Путевой лист

Вопрос: Малое предприятие арендует у физического лица легковой автомобиль. Имеет ли право директор предприятия подписывать путевой лист за механика и медицинского работника?

Ответ: Путевой лист является многоцелевым документом. С общегражданской точки зрения, наличие путевого листа обязательно для водителя как участника дорожно-транспортного движения. Правилами дорожного движения (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090) установлено, что водитель обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки в установленных случаях, в частности, путевой лист (п. 2.1.1 ПДД).

На сегодняшний день организации вправе использовать унифицированную форму путевого листа, утвержденную Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78. Но применять ее в обязательном порядке должны предприятия, осуществляющие деятельность по эксплуатации автотранспортных средств (грузовых, легковых, в том числе служебных автомобилей, специализированных и такси), то есть те, у кого транспортные перевозки - основной вид деятельности. Что касается остальных организаций, то они могут использовать как имеющуюся, так и разработать свою форму путевого листа, подтверждающего произведенные расходы в виде горюче-смазочных материалов.

Данная точка зрения поддерживается в ряде документов:

  • Письмо Минфина России от 7 апреля 2006 г. N 03-03-04/1/327,
  • Письмо Минфинаот 16 марта 2006 г. N 03-03-04/2/77,
  • Письмо Минфина РФ от 20.09.2005 N 03-03-04/1/214.

Таким образом, организация вправе разработать свою форму путевого листа. При этом, следует помнить, что право на составление путевого листа ограничено нормами законодательства.

Во-первых, в Федеральном законе от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" приведен перечень необходимых реквизитов первичных учетных документов, а именно:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц.

Во-вторых, в Приказе Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 1522008 г. утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов. По мнению Минтранса, документ должен содержать:

  • наименование и номер путевого листа;
  • сведения о сроке действия путевого листа (дата, число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а если путевой лист оформляется более чем на один день - даты начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован);
  • сведения о собственнике (владельце) транспортного средства (для юридического лица - наименование, организационно-правовая форма, местонахождение, номер телефона, для индивидуального предпринимателя - Ф.И.О., почтовый адрес, номер телефона);
  • сведения о транспортном средстве (тип и модель транспортного средства, модель автомобильного прицепа, полуприцепа, государственный регистрационный знак, показания одометра (полные километры пробега) при выезде транспортного средства из гаража и его заезде в гараж, дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки и его заезда на указанную стоянку); сведения о водителе (Ф.И.О., дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя).

Специалисты Минфина в Письме от 25 августа 2009 г. N 03-03-06/2/161 подтвердили, что самостоятельно разработанная форма, соответствующая требованиям законодательства может являться одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.

Аналогичной позиции придерживается судебная практика. Так, например, в Постановлении ФАС Московского округа от 18.11.2009 N КА-А40/12213-09 по делу N А40-33061/09-141-127, суд отклонил довод налогового органа о неподтвержденности транспортных расходов по причине отсутствия в путевых листах некоторых реквизитов. Форма путевого листа, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, является обязательной только для автотранспортных организаций.

Таким образом организация вправе разработать свою форму путевого листа.

Относительно вопроса об обязанности прохождения предрейсовых медицинских осмотров организациям не осуществляющим перевозки, официальной позиции нет.

В соответствии с Письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств", в каждой организации, имеющей автотранспорт, необходимо организовать и в обязательном порядке проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств. Но так как письмо не является нормативным актом, а носит рекомендательно разъяснительный характер, то обязательному применению данная норма не подлежит.

Федеральное же законодательство предусматривает ответственность за несоблюдение требований по проведению медицинских осмотров водителей лишь для организаций основной деятельностью которых являются транспортные услуги. Так. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) предусматривает, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны проводить такие осмотры.

При несоблюдении данного требования компании можно привлечь к ответственности за нарушение условий лицензируемой деятельности по п. 3 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях. То есть только профессиональным транспортным перевозчикам (лицензируемый вид деятельности), не проводящим медосмотры водителей, грозит административный штраф.

Все остальные компании, не являющиеся транспортными перевозчиками, привлечь к ответственности по законодательству нельзя.

Данный спор не могут разрешить и суды. ФАС Центрального округа считает, что обеспечить проведение медосмотра должны транспортные перевозчики, а остальные организации делают это на свое усмотрение (Постановление ФАС Центрального округа от 23 ноября 2009 г. по делу N А36-706/2009). А по мнению ФАС Северо-Западного округа, все организации обязаны выполнять предписания Федерального закона N 196-ФЗ, то есть проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей.

Исходя из сказанного, следует вывод о том, что организация не оказывающая услуги по перевозке, вправе разработать свою форму путевого листа. В самостоятельно разработанной форме, организация может не указывать графу о прохождении медицинского осмотра.

Но, следует помнить о том, что данный вопрос законодательно не решен, поэтому решающую точку в этом деле оставит суд.

Аналогичная ситуация и с прохождением технического осмотра автомобиля.

КонсультантПлюс Сервис О компании
Консультант Плюс в Екатеринбурге и Свердловской области
Компания осуществляет деятельность в области информационных технологий
Включена в Реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области ИТ-технологий
Информация на сайте не является публичной офертой
Описание системы Обучение работе Контакты Политика конфиденциальности
Купить систему Консультации специалистов Вакансии
Соглашение об обработке
персональных данных
Отзывы клиентов Бюллетень пользователя Поиск по сайту